Отделение располагается по адресу: ул. 339 Стрелкой Дивизии 14
Телефон отделения: +7 (863) 224-24-86
Общая информация
В соответствии с «Порядком организации медицинской реабилитации» (приказ министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г. №1705н) на базе ГБУ РО «ОДКБ» с 01.04.15г. в результате реорганизации коечного фонда психоневрологического отделения №1 открыто и работает отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для детей старшего возраста с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, для детей с нарушениями речи и слуха.
Оказание медицинской реабилитационной помощи детям осуществляется согласно приказу МЗ РФ от 23.10.2019г. №878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей», вступившего в силу 01.01.2021г
Отделение рассчитано на 60 коек круглосуточного пребывания.
В отделении проводится полный комплекс реабилитационных мероприятий: медикаментозная терапия, ЛФК, механотерапия, элементы спортивной медицины, различные техники массажа, ФТЛ, в том числе пелоидетерапия, парафино-озокеритовые аппликации, транскраниальная микрополяризация, гидромассажные мини-ванны для стоп, иглорефлексотерапия, фармакопунктура, акупрессура, оксигенотерапия, арт-терапия, хореография, занятия с логопедом, проводятся консультации психолога, психиатра, ортопеда и по мере необходимости консультации других узких специалистов на базе ОДКБ.
Методы физиотерапевтического лечения являются важной составной частью комплексной реабилитации, направлены на улучшение кровоснабжения головного и спинного мозга, трофики тканей.
В коррекции фокальной спастичности различной этиологии применяется ботулинотерапия под УЗИ контролем.
Лечебная физкультура занимает в комплексной реабилитации одно из ведущих мест и является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата. В занятия включаются как общие, так и индивидуальные упражнения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, его диагноза и общего состояния. В настоящее время для реабилитации детей мы используем различные методики выдающихся деятелей науки и их сочетания: методику Семеновой, Штеренгерца, Бортфельда и Рогачева, K. Бобата и Б. Бобата, Кабата, Кастильо Моралес, мозжечковая стимуляция в рамках сенсорной интеграции по Джин Айрес, элементы CIMT – терапии, метода Анат Баниэль и многое другое.
В работе кабинета ЛФК используются: различные виды массажных шариков, тренажеров (в том числе тренажеры с биологически обратной связью, беговая дорожка, эллиптический тренажер, велотренажер, иппотренажер, тренажер Гросса, роботизированный велоэргометр, тренажер реабилитационный для разработки суставов Kinetec Breva Ankle, роботизированная система Walkbot), брусья реабилитационные, палки гимнастические, предметы игрового обихода, применяются батутотерапия, балансировочная платформа, специализированные столы для проведения Бобат- и Войта-терапии, параподиум, многофункциональная кровать с противопролежневым матрасом и многое другое.
В сентябре инновационный роботизированный комплекс Walkbot был получен отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ», и вот недавно он введен в эксплуатацию - первые пациенты начали на нем занятия. Стоимость этого оборудования 61 млн. рублей.
Более подробную информацию можно узнать из раздела новостей перейдя по ссылке.
В деятельности массажных кабинетов используются различные техники для улучшения крово- и лимфообращения, профилактики трофических нарушений, восстановления двигательных функций, улучшения сосудистой и тканевой трофики, профилактики и лечения контрактур. Применяются общий, точечный, сегментарный виды массажей.
В отделении используются различные методики рефлексотерапии: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, аурикулярная иглорефлексотерапия, инъекционная рефлексотерапия, многоигольчатая поверхностная рефлексотерапия. Комплексная рефлексотерапия позволяет обеспечить многоуровневый подход к лечению и усилить лечебное воздействие.
Применяется тейпирование: сегментарное, ортотейпирование, тейпирование магнитоформами.
Проводимая нашими специалистами логопедическая коррекция включает в себя индивидуальные логопедические занятия, интегрированные логопедические фронтальные занятия, логоритмику, консультативную помощь родителям, логопедический массаж по показаниям. Логопедами используются следующие методики: методика формирования языковой системы (МФЯС), разработанная Т. Н. Новиковой-Иванцовой для неговорящих детей; методика Е.Е. Шевцовой для работы с детьми, страдающими заиканием; фонетическая ритмика; методики из программы нейро-психо-педагогической коррекции развития детей с органическими поражениями головного мозга «рука-мозг» А.Г. Смолянинова; методика использования балансировочного оборудования в коррекционной работе с детьми раннего возраста и аутизмом в рамках сенсорной интеграции; методика А.А. Бельковой, направленная на диагностику, терапию, логопедическую коррекцию при нарушениях функции глотания, орофасциальный массаж Кастильо Моралес и многое другое. Применяются логопедическое устройство Форбреин, Томатис.
Для детей, страдающих аутизмом и расстройствами аутистического спектра, логопеды применяют следующие методики: ABA - Прикладной анализ поведения; методика Стенли Гринспана - «Игровое время"; используют недирективный подход при налаживании контакта и коммуникации с детьми с РАС.
Для усовершенствования программ в данном направлении логопедами отделения был пройден трехмесячный курс по «Организации коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА – терапия).
В отделении работает психолог, проводит консультативно-диагностическую работу с пациентами и их родителями. Помощь психолога заключается в определении особенностей развития каждого ребёнка, уровня сформированности его когнитивных функций, особенностей ориентировочно-познавательной сферы, а также эмоционального развития, формирующегося характера и темперамента. При диагностике ребёнка в данном направлении психолог использует следующие методики и их варианты: корректурная проба Бурдона, опосредованное запоминание по Леонтьеву (детский вариант), субтесты Векслера (также в детском варианте), различные виды пиктограмм, Кубики Кооса, доски Э.Сегена и вкладки Никитиной, «почтовый ящик», пазлы и пирамидки, «разрезные картинки», корректурная проба Пьерона-Рузера, методики «Обобщающие категории», «Простые аналогии», «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейну, Б.П. Никитина, Велиевой, САН, таблицы В. Шульте, прогрессивные матрицы Д. Равена, тесты Кетелла, Люшера, Басса-Дарка, Сонди, предметная классификация Семаго, Сахарова, методика - рисуночные проективные тесты: «Рисунок человека, ДДЧ», «Несуществующее животное» и другие.
Тестирование интеллектуальных способностей ребёнка проходит в игровой форме, дети с удовольствием играют и общаются с психологом, отвечают на вопросы, рисуют. При общении с детьми, имеющими проблемы в поведении, психолог использует элементы арт-терапии, сказко-терапии, другие творческие приёмы, позволяющие наладить контакт ребёнка с психологом, снять внутреннее напряжение, тревогу, страхи, а также решить иные психологические проблемы, выявляемые в процессе тестирования у ребёнка.
Психолог регулярно проводит с родителями психологические занятия – тренинги, которые позволяют стабилизировать эмоционально-волевую сферу взрослых, ведется соответствующая документация.
Отдельно выделяется работа педагогов отделения. Воспитательная работа в стационаре – это инновационная форма работы с детьми, которая предполагает содружество медицины и педагогики. Воспитательная и педагогическая работа с больным ребенком является неотъемлемой частью всей лечебно-профилактической работы стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима и восстановление нарушенного равновесия больного ребенка.
Работа направлена на создание условий, обеспечивающих оптимальный, физиологический режим для больного ребенка на всех этапах пребывания в стационаре с учетом возраста и индивидуальных особенностей; организацию и проведение досуга детей в течение дня и вечером; привитие детям культурных навыков, товарищеского отношения друг к другу, установление атмосферы поддержки и взаимопомощи между детьми; проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для социально-психологической реабилитации детей. В отделении регулярно проводятся мастер-классы по арт-терапии.
Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологов, логопедов, педагогов. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с ОВЗ и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым и ребёнком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния. Активно проводятся библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия, глинотерапия.
В общем комплексе мероприятий по реабилитации детей в нашем отделении особое внимание сотрудники уделяют эмоциональному фону наших пациентов, как элементу социальной адаптации. Детство — это, прежде всего, праздник, веселье и хорошее настроение. С целью создания позитивного эмоционального фона у детей регулярно проводятся детские праздники с конкурсами и викторинами с привлечением артистов театра, аниматоров, на которых присутствуют не только маленькие пациенты, но и их родители, а также сотрудники отделения, каждый присутствующий получает подарок и массу положительных эмоций.
Для работы с каждым ребенком создается мультидисциплинарная реабилитационная команда, состоящая из специалистов как медицинских, так и немедицинских специальностей.
С каждым пациентом ежедневно работает мультидисциплинарная реабилитационная команда (МРК) под руководством лечащего врача.
Все специалисты отделения медицинской реабилитации постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, проводят научно-исследовательскую работу, результаты которой представлены в ведущих изданиях РФ, выступают с докладами в рамках отечественных и международных конференций.
Отделение активно сотрудничает с Ростовским государственным медицинским университетом. Заведующая отделением Ефремова Татьяна Евгеньевна является сотрудником кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы РостГМУ.
Перечень заболеваний:
· органическое поражение ЦНС различной этиологии, хроническое течение вне обострения
· энцефалопатии различной этиологии, исключая острые токсические и интоксицакионные нарушения
· минимальные мозговые дисфункции
· синдром вегетативной дисфункции
· различные формы детского церебрального паралича
· тики
· расстройства речевого развития
· невропатии различной этиологии вне обострения
· прогрессирующие мышечные дистрофии в стадии компенсации
· системные дегенерации в стадии компенсации
Список документов для госпитализации ребенка:
1) направление от педиатра по месту жительства на КОНСУЛЬТАЦИЮ к неврологу, окулисту, педиатру, дерматологу. Данное направление действительно 1 месяц. ОБЯЗАТЕЛЬНО предварительно записаться к неврологу, окулисту, педиатру, дерматологу ОДП на день госпитализации через Портал Госуслуги или по номеру Call- центра 8 (863) 298-33-08.
2) ЭКГ с описанием по месту жительства.
3) справка об эпид. окружении (годна 3 дня).
4) анализ кала на яйца глистов и лямблии – действителен 10 суток.
5) развернутые общий анализ крови и общий анализ мочи – действительны 10 суток.
6) свидетельство о рождении или паспорт и его копия.
7) страховой полис и его копия с двух сторон.
8) сертификат прививок ребенка или справка о мед отводе + Полиомиелит (с момента привития запрещена госпитализация в течение 2-х месяцев)
9) справка об инвалидности (если есть таковая) + копия.
10) СНИЛС с копией.
11) пройти в ОДП в день поступления дерматолога, педиатра, офтальмолога, невролога, при необходимости других специалистов, сделать ЭЭГ !, пройти ПРИЕМНЫЙ БОКС на 1 этаже лечебного корпуса ГБУ РО «ОДКБ» для оформления медицинской карты стационарного больного!
12) при нарушении слуха ребенок должен быть предварительно осмотрен сурдологом!
Обязательно!!! Ребенку старше 15 лет – кровь на сифилис – МР или ОРС, или RW (действителен анализ 10 дней), флюорограмма с копией (действительна 1 год).
В случае госпитализации матери, отца или сопровождающего лица по уходу за ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО:
1) флюорограмма – действительна 1 год.
2) анализ крови на сифилис (МР или ОРС, или RW) – годен 10 дней.
3) паспорт и его копия.
4) СНИЛС с копией.
5) страховой полис и его копия.
6) сертификат о прививках (имеется ввиду прививка против кори) или анализ крови на напряжение иммунитета к вирусу кори.
7) нотариальная доверенность (+ копия) для сопровождающего лица.
По вопросам госпитализации обращаться по эл. адресу: omrodb@mail.ru