Отделение медицинской реабилитации

Отделение располагается по адресу: ул. Мурлычева 13/9, на базе бывшего дома ребенка № 2.

Телефон отделения: +7 (863) 251-24-36

Общая информация

В соответствии с «Порядком организации медицинской реабилитации» (приказ министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г. №1705н) на базе ГБУ РО «ОДКБ» с 01.04.15г. в результате реорганизации коечного фонда Психоневрологического отделения №1 открыто и работает Отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для детей старшего возраста с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, для детей с нарушениями речи и слуха.

Оказание медицинской реабилитационной помощи детям осуществляется согласно приказу МЗ РФ от 23.10.2019г. №878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей», вступившего в силу 01.01.2021г.

Отделение располагается по адресу ул. Мурлычева 13/9, на базе бывшего дома ребенка № 2. Расположено в здании, являющемся архитектурным памятником 19 века.

1.jpg

2.jpg

В отделении получают реабилитацию дети в возрасте с 3 до 18 лет. Это, как правило, дети – инвалиды, длительно болеющие, нуждающиеся в регулярных курсах реабилитации.

Отделение рассчитано на 40 коек круглосуточного пребывания и 20 коек дневного пребывания.

В отделении 6 палат, две санитарные комнаты для детей, оснащённые туалетами, душевыми, созданы условия для детей инвалидов, два зала ЛФК, массажный кабинет, четыре логопедических кабинета, зал сенсорной интеграции, сенсорная комната – кабинет психолога, два физиокабинета, процедурный кабинет. Имеется просторный двор, оборудована детская площадка, установлен комплекс уличных тренажеров. Оборудованы дорожки и подъёмник для детей инвалидов в рамках программы «Доступная среда».

В отделении проводится полный комплекс реабилитационных мероприятий: медикаментозная терапия, ЛФК, механотерапия, батутотерапия, элементы спортивной медицины, скандинавская ходьба, различные техники массажа, ФТЛ, пелоидетерапия, парафино-озокеритовые аппликации, транскраниальная микрополяризация, гидромассажные мини ванны для стоп, ИРТ, фармакопунктура, акупрессура, оксигенотерапия, арт-терапия, хореография, занятия с логопедом, проводятся консультации психолога, психиатра, ортопеда и по мере необходимости консультации других узких специалистов на базе ОДКБ. Больные также проходят обследование: ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ, ЭКДГ, ТКДГ, РКТ, МРТ и прочее на базе ОДКБ.

В коррекции фокальной спастичности различной этиологии применяется ботулинотерапия под УЗИ контролем.

Лечебная физкультура занимает в комплексной реабилитации одно из ведущих мест и является естественно - биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата. В занятия включаются как общие, так и индивидуальные упражнения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, его диагноза, и общего состояния. В настоящее время для реабилитации детей мы используем различные методики выдающихся деятелей науки и их сочетания: методику Семеновой, Штеренгерца, Бортфельда и Рогачева,  K. Бобата и Б. Бобата, Кабата, Кастильо Моралес, мозжечковая стимуляция в рамках сенсорной интеграции по Джин Айрес, элементы  CIMT – терапии, метода Анат Баниэль.

В работе кабинета ЛФК используются:  различные виды массажных шариков, тренажеров (в том числе тренажеры с биологически обратной связью, беговая дорожка, эллиптический тренажер, велотренажер, иппотренажер, тренажер Гросса, рефлекторно – нагрузочные  устройства  «Гравитон»), брусья реабилитационные, палки гимнастические, предметы игрового обихода, применяются батутотерапия, балансировочная платформа,  три  специализированных стола  для проведения  Бобат- и Войта-терапии, параподиум, многофункциональная кровать с противопролежневым матрасом.

3.jpg      31.jpg

32.jpg    34.jpg

Оборудован зал по сенсорной интеграции. Используются элементы спортивной медицины (бадминтон, баскетбольное кольцо, настольный теннис, занятия на свежем воздухе на картингах). Наличие подобного оборудования позволяет значительно расширить перечень предлагаемых ЛФК процедур, что, несомненно, сказывается на уровне оказания реабилитационной помощи пациентам.

4.jpg

В деятельности массажных кабинетов используются различные техники для улучшения крово - и лимфообращения, профилактики трофических нарушений, восстановления двигательных функций, улучшения сосудистой и тканевой трофики, профилактики и лечения контрактур. Применяются общий, точечный, сегментарный виды массажей.

5.jpg

В отделении используются различные методики рефлексотерапии. Комплексная рефлексотерапия - сочетание различных методов рефлексотерапии при лечении конкретного пациента и его конкретного заболевания: иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, аурикулярная иглорефлексотерапия, инъекционная рефлексотерапия, многоигольчатая поверхностная рефлексотерапия. Комплексная рефлексотерапия позволяет обеспечить многоуровневый подход к лечению и усилить лечебное воздействие. Фармакопунктура - это введение под кожу в биологически активные точки различных гомеопатических ампулированных препаратов. Это уникальный метод, смешение нескольких направлений - иглоукалывание, гомеопатия, инъекционное введение фармпрепаратов. Эффективность такого способа очень высока даже при таких заболеваниях, когда другие способы лечения не оправдали надежд. Фармакопунктура решает очень широкий круг проблем и заболеваний, как острых, так и хронических.

Проводимая нашими специалистами логопедическая коррекция включает в себя логоритмику (общая физическая подготовка, ритмопластика, слухоритмические игры, логопедические распевки, дыхательная гимнастика с движением по Лазареву),  консультативную помощь родителям, индивидуальные логопедические занятия (формирование артикуляции звуков, лексико-грамматических категорий языка, просодической стороны речи при тугоухости), интегрированные логопедические фронтальные занятия, логопедический массаж по показаниям. Логопедами используются следующие методики: методика формирования языковой системы (МФЯС), разработанная Тамарой Никифоровной Новиковой-Иванцовой для неговорящих детей;  методика Елены Евгеньевны Шевцовой для работы с детьми, страдающими заиканием; фонетическая ритмика; методики из программы  нейро-психо-педагогической коррекции развития детей с органическими поражениями головного мозга «рука-мозг» Анатолия Григорьевича Смолянинова; методика использования балансировочного оборудования в коррекционной работе с детьми раннего возраста и аутизмом (мозжечковая стимуляция) в рамках сенсорной интеграции; методика Бельковой Анны Александровны, направленная на диагностику, терапию, логопедическую коррекцию при нарушениях функции глотания.

Для детей, страдающих аутизмом и расстройствами аутистического спектра, логопеды  применяют следующие методики: ABA -  Прикладной анализ поведения; методика Стенли Гринспана  -  «Игровое время"; используют недирективный подход при налаживании контакта и коммуникации с детьми с РАС.

Для усовершенствования программ в данном направлении   логопедами отделения был пройден трехмесячный курс по «Организации коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА – терапия).

6.jpg

В отделении работает психолог, проводит консультативно-диагностическую работу с пациентами и их родителями. Помощь психолога заключается в определении особенностей развития каждого ребёнка,  уровня сформированности его когнитивных функций, особенностей ориентировочно - познавательной сферы, а также эмоционального развития, формирующегося характера и темперамента. При диагностике ребёнка в данном направлении психолог использует следующие методики и их варианты: корректурная проба Бурдона, опосредованное запоминание по Леонтьеву (детский вариант), субтесты Векслера (также в детском варианте), различные виды пиктограмм, Кубики Кооса, доски Э.Сегена и вкладки Никитиной, «почтовый ящик», пазлы и пирамидки, «разрезные картинки»,  корректурная проба Пьерона-Рузера, методики  «Обобщающие категории», «Простые аналогии», «Запоминание 10  слов» по  А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейну, Б.П.Никитина,  Велиевой, САН, таблицы В.Шульте, прогрессивные матрицы Д.Равена, тесты Кетелла,  Люшера, Басса-Дарка, Сонди, предметная классификация Семаго, Сахарова, методика - рисуночные проективные тесты: «Рисунок человека, ДДЧ»,  «Несуществующее животное» и другие.

Тестирование интеллектуальных способностей ребёнка проходит в игровой форме, дети с удовольствием играют и общаются с психологом, отвечают на вопросы, рисуют. При общении с детьми, имеющими проблемы в поведении, психолог использует элементы арт-терапии, сказко-терапии, другие творческие приёмы, позволяющие  наладить контакт ребёнка с психологом, снять внутреннее напряжение, тревогу, страхи, а также решить иные психологические проблемы, выявляемые в процессе тестирования у ребёнка. 

Психолог еженедельно проводит с родителями психологические занятия – тренинги, которые позволяют стабилизировать эмоционально-волевую сферу взрослых, ведется соответствующая документация.

7.jpg

Отдельно выделяется работа педагогов отделения. Воспитательная работа в стационаре – это инновационная форма работы с детьми, которая предполагает содружество медицины и педагогики. Воспитательная и педагогическая работа с больным ребенком является неотъемлемой частью всей лечебно-профилактической работы стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима и восстановление нарушенного равновесия больного ребенка.

8.jpg    82.jpg

Работа направлена на: создание условий, обеспечивающих оптимальный, физиологический режим для больного ребенка на всех этапах пребывания в стационаре с учетом возраста и индивидуальных особенностей; организацию и проведение досуга детей в течение дня и вечером; привитие детям культурных навыков, товарищеского отношения друг к другу, установление атмосферы поддержки и взаимопомощи между детьми; проведение повседневной работы, обеспечивающей создание условий для социально-психологической реабилитации детей. В отделении регулярно проводятся мастер-классы по арт-терапии.

Арт-терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологов, логопедов, педагогов. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с ОВЗ и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым и ребёнком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния. Активно проводятся библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия, глинотерапия.

91.jpg     92.jpg     

В общем комплексе мероприятий по реабилитации детей в нашем отделении особое внимание сотрудники уделяют эмоциональному фону наших пациентов, как элементу социальной адаптации. Детство — это, прежде всего, праздник, веселье и хорошее настроение. С целью создания позитивного эмоционального фона у детей   регулярно проводятся детские праздники с конкурсами и викторинами с привлечением артистов театра, аниматоров, на которых присутствуют не только маленькие пациенты, но и их родители, а также сотрудники отделения, каждый присутствующий получает подарок и массу положительных эмоций.

101.jpg     102.jpg

103.jpg     104.jpg

В период действия ограничительных мер (приостановление плановой госпитализации по профилю «медицинская реабилитация»), связанных с возможностью массового распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19, особенно важным оказался поиск новых возможностей оказания помощи детям, нуждающимся в медицинской реабилитации. Такой опыт работы в новых условиях был продемонстрирован главным внештатным специалистом по детской реабилитации РФ Батышевой Татьяной Тимофеевной. Данная программа предоставила уникальную возможность реализации комплексной реабилитации детей различных профилей заболеваний в период действия ограничительных мероприятий. Это позволило минимизировать посещение родителями и детьми медицинских учреждений, но в то же время сохранить регулярность прохождения реабилитационных курсов.

Модель работы цифрового дневного стационара в ГБУ РО «ОДКБ» разработана согласно полученным методическим рекомендациям по «Организации дистанционного дневного стационара с использованием сквозных цифровых технологий для реабилитации детей и подростков с заболеваниями   психоневрологического профиля».

Полученные знания и желание проводить реабилитационные курсы для детей Ростовской области в условиях ограничительных мер, а также понимание актуальности новых методик мотивировали специалистов начать работу на дистанционной цифровой платформе.

При регистрации на цифровой платформе у каждого ребенка формируется личный кабинет и цифровой календарь занятий.

Для работы с каждым ребенком создается мультидисциплинарная реабилитационная команда, состоящая из специалистов как медицинских, так и немедицинских специальностей.

С каждым пациентом ежедневно работает мультидисциплинарная реабилитационная команда (МРК) под руководством лечащего врача.

111.jpg   112.jpg

113.jpg     114.jpg     115.jpg

Все специалисты отделения медицинской реабилитации постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень, проводят научно-исследовательскую работу, результаты которой представлены в ведущих изданиях РФ, выступают с докладами в рамках отечественных и международных конференций.

Отделение активно сотрудничает с Ростовским государственным медицинским университетом. Заведующая отделением Ефремова Татьяна Евгеньевна и врач-невролог Лобанова Алена Михайловна являются сотрудниками кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы РостГМУ.

Перечень заболеваний:

·         органическое поражение ЦНС различной этиологии

·         энцефалопатии различной этиологии

·         минимальные мозговые дисфункции

·         сидром дефицита внимания и гиперактивности

·         синдром вегетативной дисфункции

·         различные формы детского церебрального паралича

·         тики

·         расстройства речевого развития

·         различные виды невропатий

·         прогрессирующие мышечные дистрофии

·         системные дегенерации.

Список документов для госпитализации ребенка:

1) направление от педиатра по месту жительства на КОНСУЛЬТАЦИЮ к неврологу, окулисту, педиатру, дерматологу. Данное направление действительно 1 месяц. ОБЯЗАТЕЛЬНО предварительно записаться к неврологу, окулисту, педиатру, дерматологу ОДП на день госпитализации через Портал Госуслуг или по номеру Call- центра 8 (863) 298-33-08.

2) ЭКГ с описанием по месту жительства.

3) справка об эпид. окружении (годна 3 дня).

4) анализ кала на яйца глистов и лямблии – действителен 10 суток.

5) развернутые общий анализ крови и общий анализ мочи – действительны 10 суток.

6) свидетельство о рождении или паспорт и его копия.

7) страховой полис и его копия с двух сторон.

8) сертификат прививок ребенка или справка о мед отводе + Полиомиелит (с момента привития запрещена госпитализация в течение 2-х месяцев)

9) справка об инвалидности (если есть таковая) + копия.

10) СНИЛС с копией.

11) пройти в ОДП в день поступления дерматолога, педиатра, офтальмолога, невролога, при необходимости других специалистов, сделать ЭЭГ !, пройти ПРИЕМНЫЙ БОКС на 1 этаже лечебного корпуса ГБУ РО «ОДКБ»  для оформления медицинской карты стационарного больного!

12) при нарушении слуха ребенок должен быть предварительно осмотрен сурдологом!

Обязательно!!! Ребенку старше 15 лет – кровь на сифилис – МР или ОРС, или RW (действителен анализ 10 дней), флюорограмма с копией (действительна 1 год).

В случае госпитализации матери, отца или сопровождающего лица по уходу за ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО:      

1) флюорограмма – действительна  1 год.

2) анализ крови на сифилис (МР или ОРС, или RW) – годен 10 дней.

3) паспорт и его копия.

4) СНИЛС с копией.

5) страховой полис и его копия.

6) сертификат о прививках (имеется ввиду прививка против кори) или анализ крови на напряжение  иммунитета к вирусу кори.   

7) нотариальная доверенность (+ копия)  для сопровождающего лица.


По вопросам госпитализации обращаться по эл. адресу: omrodb@mail.ru