Дневной стационар медицинской реабилитации
Отделение располагается по адресу: ул. 339 Стрелковая Дивизия д.14, на базе поликлиники ГБУ РО «ОДКБ».
Телефон отделения: +7 (863) 297-06-72
https://vk.link/dsmedreab01012017
https://t.me/+A0vGZTMqy-Y1NTNi
Общая информация
В соответствии с «Порядком организации медицинской реабилитации» (приказ министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г №1705н) на базе ГБУ РО «ОДКБ» с 1.01.17г. в результате реорганизации коечного фонда Отделения восстановительной медицины и отделения дневного пребывания для лечения детей с задержкой речевого развития вследствие тугоухости и органического поражения ЦНС открыт Дневной стационар медицинской реабилитации, который предназначен для детей с заболеваниями центральной нервной системы и органов чувств, реабилитации больных с заболеваниями опорно – двигательного аппарата и периферической нервной системы, для детей с нарушениями речи и слуха.
Оказание медицинской реабилитационной помощи детям осуществляется согласно приказу МЗ РФ от 23.10.2019г. №878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей», вступившего в силу 01.01.2021г.
Отделение рассчитано на 40 коек дневного пребывания.
В отделении зал ЛФК, 4 массажных кабинета, 5 логопедических кабинета, бассейн, сауна, сенсорная комната – кабинет психолога, два физиокабинета, процедурный кабинет.
В отделении осуществляется мультидисциплинарный подход к реабилитации детей в возрасте от 1 мес. до 18 лет. ДСМР в своей деятельности руководствуется международными современными принципами реабилитации: комплексности, раннего начала мероприятий, этапности, индивидуальности, непрерывности, последовательности, преемственности, активного участия в реабилитационном процессе родителей ребёнка. Благодаря материально-технической базе, штатному расписанию и постоянному поиску путей оптимизации деятельности отделения, удается учитывать все вышеперечисленные принципы при организации медицинской реабилитации в ДСМР.
ДСМР также оказывает реабилитационную помощь детям стационара дневного пребывания на 40 коек (гастроэнтерологических, неврологических, пульмонологических, урологических оториноларингологических), офтальмологического дневного стационара на 20 коек (консультации логопеда, психолога, массаж, ЛФК, грязелечение); психоневрологического и нейрохирургического отделений (консультации логопеда, ортопеда).
Согласно индивидуальным программам реабилитации (ИПР), разрабатываемым для каждого пациента ДСМР, ежедневно дети получают не только медикаментозное лечение, направленное на улучшение метаболических процессов, но и разнообразные дополнительные методы реабилитации, психолого-педагогические занятия.
ИПР включает в себя физиотерапию, в том числе микрополяризацию, аппаратные методы стимуляции мозга, массаж, процедуры грязевых аппликаций, занятия лечебной физкультурой в зале и в бассейне, кинезиотейпирование, гипербарическую оксигенацию, сауну.
В отделении ДСМР одним из основных физиотерапевтических методов реабилитационной терапии является транскраниальная микрополяризация (ТКМП), в основе которого лежат принципы воздействия на организм постоянного тока малой величины на отдельные структуры головного мозга.
Для коррекции развития у детей ТКМП применяется при:
• задержке речевого и психоречевого развития (ЗРР, ЗПР);
• алалии;
• раннем детском аутизме (РДА), расстройствах аутистического спектра (РАС);
• умственной отсталости;
• генетических синдромах;
• дисграфии, дислексии;
• расстройстве пищевого поведения;
• ДЦП;
• эпилепсии;
• тиках.
Постоянный электрический ток минимальной силы способствует улучшению работы нейронов и созданию между ними новых связей.
Метод ТКМП позволяет улучшить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, нормализовать функции тазовых органов, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с последствиями инсульта и черепно-мозговыми травмами.
В лечении церебрального паралича, спастических парезов и параличей травматического и инфекционного генеза применяется ботулинотерапия под УЗИ – контролем.
Одно из ведущих направлений в комплексной реабилитации – это лечебная физкультура, способствующая более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно – двигательного аппарата. Занятия проводятся по различным отечественным и международным методикам, в виде групповых и индивидуальных. А также в условиях бассейна.
Проводимая нашими специалистами логопедическая коррекция включает в себя логоритмику (общая физическая подготовка, ритмопластика, слухоритмические игры, логопедические распевки, дыхательная гимнастика с движением по Лазареву), индивидуальные ежедневные логопедические занятия, методику формирования языковой системы (МФЯС), разработанную Т.Н. Новиковой - Иванцовой, направленную на исправление задержек в речи детей, которые могут возникнуть при алалии, проявлениях заикания, интеллектуального развития, синдрома Дауна, раннем детском аутизме и проч.
В деятельности массажных кабинетов применяются общий, точечный, сегментарный виды массажей, различные техники для улучшения крово - и лимфообращения, тактильной, проприоцептивной систем, восстановления двигательных функций, профилактики и лечения контрактур с элементами Войта-терапии, Кастильо – Моралес.
Детям со снижением слуха с целью уточнения диагноза и динамического наблюдения регистрируются коротколатентные вызванные слуховые потенциалы (КСВП), задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВ ОАЭ), тимпанометрия, импедансометрия. Сурдолог и сурдопедагог осуществляют при необходимости подбор слухового аппарата.
Нейросенсорная тугоухость развивается при повреждении чувствительных нервных клеток внутреннего уха, слухового нерва и центральных образований слуховой системы.
Кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарнымимплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
1. Развитие слухового восприятия и речи.
2. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
3. Психологическая помощь ребенку и его близким
Нейропсихологическая реабилитация проходит в трех направлениях:
1. Работа с когнитивными процессами и преодоление когнитивного дефицита (коррекция нарушенных когнитивных функций способствует повышению социальной адаптации)
2. Работа с эмоционально – волевой сферой (терапия ориентирована на адаптацию пациента к ситуациям болезни, снижение эмоционально – психологического напряжения)
3. Разъяснительная работа с близкими и родственниками (регулярные беседы о специфике заболевания пациента, о пошаговом процессе реабилитации)
В отделении активно используются современные подходы к объективному обследованию детей с неврологической патологией. Помимо комплексного инструментального обследования, пациентам ДСМР доступен широкий спектр современных и высокотехнологических методов диагностики электроэнцефалография (ЭЭГ), электрокардиография (ЭКГ), электромиография (ЭНМГ), РКТ, МРТ, СКТ. Широко применяется нейроофтальмологическое исследование полей зрения, глазного дна.
В отделении проводятся консультации травматолога-ортопеда пациентам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и последствиями травм для формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка в рамках мультидисциплинарного подхода в оказании помощи.
Консультации травматолога-ортопеда в отделении проводятся при следующих патологиях:
- различные формы ДЦП
- органическое поражение ЦНС с синдромами
- последствия черепно-мозговой и спинно-мозговой травм (в промежуточный и отдаленный периоды)
- последствия нарушения мозгового кровообращения (промежуточный и отдаленный восстановительный периоды)
- врожденные пороки развития
- поражения периферических нервов различной локализации
- заболевания опорно-двигательного аппарата
- посттравматические и иммобилизационные контрактуры суставов
- нервно – мышечные заболевания
- последствия переломов
Реабилитация в стационаре проводится при следующих патологиях:
1. Различные формы ДЦП
2. Органическое поражение ЦНС с синдромами
3. Последствия черепно – мозговой и спинно – мозговой травм (в промежуточный и отдаленный периоды)
4. Последствия нарушения мозгового кровообращения (промежуточный и отдаленный восстановительный периоды)
5. Врожденные пороки развития головного и спинного мозга
6. Вегето – сосудистая дистония
7. Поражения периферических нервов различной локализации
8. Заболевания опорно – двигательного аппарата
9. Нейросенсорная потеря слуха (в том числе после кохлеарной имплантации)
10. Нервно – мышечные заболевания
11. Тяжелые нарушения речи.
Дневной стационар медицинской реабилитации оказывает комплексную помощь детям со всеми видами нарушений речи:
· заикание;
· алалия;
· общее недоразвитие речи;
· задержка речевого развития (по темпу);
· нарушение звукопроизношения (дизартрия, дислалия);
· расстройства речи при врожденных расщелинах неба (ринолалия, ринофония);
· слухо-речевая реабилитация детей после операции кохлеарной имплантации