Современные стандарты оценки результатов терапии стали предполагать не только традиционные показатели общей выживаемости, длительности ремиссий, но качественную оценку жизни. На всех этапах лечения и наблюдения важным является сохранение и улучшение качества сохраненных лет жизни и психоэмоционального статуса.
Онкологические и гематологические заболевания предполагают длительные и частые госпитализации: поступая в стационар, ребенок/подросток попадает в непривычную обстановку, оказывается изолированным от непривычной социальной среды, сверстников, учебных занятий – все это становится тяжелым испытанием не только для него, но и для всех членов семьи. На всех этапах, которые предполагает течение болезни, начиная с постановки диагноза, необходимо достигать согласования действий между различными специалистами, чтобы помочь ребенку достичь определенной степени психологической и социальной адаптации.
Психосоциальная служба отделения детской онкологии и гематологии была создана в 1997году. В нее входят: медицинский психолог, специалист по социальной работе, воспитатель, педагог-организатор, руководители творческих кружков. Многолетний опыт службы позволил разработать и успешно использовать комплексный подход к оказанию психологической, социальной и педагогической помощи детям/подросткам, родителям и членам их семей.
Вся работа службы направлена на помощь в мобилизации эмоциональных ресурсов детей/подростков, на построении открытых и доверительных отношений не только в семье, но и в теперь уже новом для него окружении. При построении таких отношений необходимо обращаться к «здоровой», понимающей части личности, в сохранении, по возможности обычной жизни ребенка. Поэтому важно помочь научиться ребенку и его семье принимать болезнь, жить с ней, выработать методы психологической защиты, , которые будут продуктивными и оптимальными для борьбы с болезнью.
Психологическое сопровождение семьи осуществляется как на протяжении всех этапов лечения, во всех отделениях ОДКБ (отделения хирургии, реанимации и др.), поддержка семьи продолжается так и после окончания основного курса лечения. Работа ведется в форме индивидуальных и групповых консультаций, проводится психологическое исследование, работа по запросу родителей, используются методы игровой, музыкальной, фото и арт-терапии.
Медицинский психолог работает в тесном сотрудничестве с врачами, медицинскими сестрами воспитателями и специалистом по социальной работе, что обеспечивает комплексную и многоуровневую реабилитацию и поддержку не только детей/подростков , но родителей и членов их семей.
Психологическое и социальное сопровождение продолжается и после периода госпитализации в форме летнего реабилитационного лагеря и клуба бывших пациентов на базе ОДКБ. Так в 2007 была разработана программа совместно с молодежной организацией по созданию реабилитационного лагеря, для детей перенесших онкологические и гематологические заболевания «Радуга дружбы», которая успешно реализуется по настоящее время.
Для детей и подростков организована и ежедневно работает игровая комната. Устройство и оформление игровой комнаты позволяет различным возрастным группам детей найти развлечения в соответствии со своими интересами. В ее оснащение входят различные развивающие, обучающие и развлекательные настольные игры, материалы для творчества, библиотека, фильмотека. Каждый день работают творческие мастерские, которые помогают детям раскрыться, что способствует принятию себя и поднятию самооценки. Творческие работы каждого ребенка представлены на постоянно действующей и обновляющейся выставке в отделении. Кроме этого для детей и родителей регулярно проводятся мастер-классы, устраиваются концерты, проводятся праздники.
Основными принципами психосоциальной службы являются комплексность, неприрывность, гибкость и индивидуальный подход.