ПОЛЧАСА ЗДОРОВЬЯ.
Так называется образовательно-просветительский проект ОДКБ РО для родителей и педагогов. В рамках проекта размещаем на сайте Областной детской клинической больницы Ростовской области информацию, которую в идеале должен знать каждый взрослый человек; особенно она важна для родителей и педагогов.
Сегодня о различных видах тиков у детей и о том, почему надо обратиться к врачу, если вы заметили у ребенка тик, рассказывает заведующая отделением медицинской реабилитации Областной детской клинической больницы Ростовской области Татьяна Евгеньевна Ефремова.
Тик у ребенка – повод обратиться к врачу.
Различные виды тиков у детей
Татьяна Ефремова:
- Сегодня проблема тиков у детей имеет большую значимость в мире. Распространенность тиков достигает приблизительно 20% в популяции, среди детского населения 6%. В 3 раза чаще тиками страдают мальчики по сравнению с девочками.
Тики (франц. тic – cудорожное подергивание), или гиперкинезы, — это неожиданные повторяющиеся короткие стереотипные движения или высказывания, которые внешне схожи с произвольными действиями.
Выделяют первичные и вторичные тики. Согласно современным классификациям, первичные тики делятся на:
- транзиторные (моторные и (или) вокальные),
- хронические моторные,
- хронические вокальные,
- синдром Туретта (хронические моторные и вокальные).
Вторичные тики подразделяются на:
- вторичные (симптоматические) тики, являющиеся осложнениями заболеваний головного мозга известной этиологии (перинатального повреждения мозга, черепно-мозговой травмы, энцефалитов, цереброваскулярных заболеваний, отравления угарным газом, хромосомных аномалий и т.д.) или представляющие собой побочное действие лекарственных средств;
- тики при нейродегенеративных заболеваниях (таких, как болезнь Гентингтона, нейроакантоцитоз, идиопатическая дистония и др.);
- тики при психических заболеваниях (шизофрения, аутизм);
- психогенные тики (псевдотики).
Для тиков характерной чертой является их непроизвольность. Заболеванию нередко сопутствуют двигательные стереотипии, тревожные расстройства и когнитивные нарушения при нормальном интеллектуальном развитии детей.
На сегодняшний день не существует единого мнения о возникновении тиков. Однако, все ученые мира решающую роль в этиологии заболевания отводят подкорковым ядрам – хвостатому ядру, субталамическому ядру, бледному шару, черной субстанции. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушению внимания, недостаточности поведенческого торможения и саморегуляции, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.
Первые проявления тиков у детей в большинстве случаев возникают после предшествующего внешнего воздействия неблагоприятных факторов. До 64% гиперкинезов детей провоцируется стрессовыми ситуациями различного характера (школьная дезадаптация, дополнительные учебные занятия, продолжительная работа на компьютере или бесконтрольный просмотр телепередач, конфликт в семье, разлука с одним из родителей вследствие развода, госпитализация в больницу и пр.).
После перенесенной черепно-мозговой травмы в отдаленном периоде могут отмечаться простые моторные тики. У часто болеющих респираторными инфекциями (тонзиллитами, ринитами, бронхитами) детей часто встречаются голосовые тики – покашливания, шмыганье носом, отхаркивающие горловые звуки.
Существуют тики непроизвольного подражания, возникающие у легко внушаемых и впечатлительных детей. Происходит это в процессе непосредственного общения и при условиях, что рядом будет авторитетный среди сверстников ребенок с тиками. Такие тики после через некоторое время после прекращения общения проходят самостоятельно, но иногда подобное подражание является дебютом заболевания.
Во всем мире стараются придерживаться основного принципа терапии тиков у детей, который заключается в дифференцированном подходе и комплексном лечении. С родителями до начала назначения медикаментозной или другой терапии необходимо выяснить возможные причины возникновения заболевания, а также обсудить с ними способы педагогической коррекции. Необходимо точно рассказать о непроизвольном характере гиперкинезов, невозможности их контроля усилием воли. Недопустимо делать замечания ребенку по поводу тиков. Нередко отсутствие фиксации внимания на недостатках ребенка, уменьшения требований к нему, восприятии его как личности в целом, а также отсутствие деления его качеств на «хорошие» и «плохие» способствует снижению выраженности тиков. Терапевтический эффект оказывает упорядочение режима дня, занятий спортом, особенно на свежем воздухе.
Когда возникает вопрос о назначении медикаментозного лечения, необходимо учитывать факторы возникновения заболевания: этиология, возраст и пол пациента, тяжесть и выраженность тиков, их характер, сопутствующие заболевания. Назначают медикаментозное лечение только при тяжелых, выраженных, часто возникающих тиках, сочетающихся с нарушением поведения, внимания, неуспеваемости в школе, влияющих на самочувствие ребенка, осложняющих его адаптацию среди сверстников, ограничивающих его самореализацию.
- Что важно знать родителям и педагогам, заметившим у ребенка тик? Ни в коем случае не делать ему замечания, т.к. тики невозможно контролировать, а замечания могут только усугубить их частоту. Постараться проанализировать условия жизни ребенка, попытаться понять, какие факторы могли быть провоцирующими. В обязательном порядке посетить врача невролога, который поможет скорректировать режим ребенка, даст необходимые советы. Лечение тиков обычно проводится комплексно, с участием психолога, других специалистов. Но самое главное – только врач невролог сможет разобраться, достаточно ли довольно простых рекомендаций либо необходимы медикаментозное лечение и целый ряд диагностических исследований. Надо также иметь в виду, что появление тика у ребенка может быть обусловлено не просто стрессом, а каким-то заболеванием, которое необходимо своевременно диагностировать и лечить, - подчеркивает Татьяна Евгеньевна Ефремова.