Проект «Щит от COVID: вся правда о вакцинации»

Проект «Щит от COVID: вся правда о вакцинации»

Быть или не быть

 

В рамках проекта «Щит от COVID»: вся правда о вакцинации» вместе с к.м.н., кардиохирургом, заведующим операционным отделением Центра сердечно-сосудистой хирургии ГВКГ им. Н. Н. Бурденко Алексеем Федоровым разбираемся, как не попасть под влияние ложной информации в условиях инфопандемии, с которой сегодня часто сталкиваемся в социальных сетях, и развенчиваем мифы вокруг вакцинации.

 

Алексей Юрьевич, понимаю, что основная сфера ваших научных интересов связана с кардиологией, вы занимаетесь проблемами лечения ишемической болезни сердца, пороков перегородок и клапанов сердца, инфекционного эндокардита. Но думаю, что тема пандемии, вызванная коронавирусом, вас как клинициста тоже не могла обойти стороной.

— Мне вообще близка эпидемиология. По первому образованию я врач гигиенист-эпидемиолог, окончил медико-профилактический факультет Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, но потом прошел переподготовку и посвятил жизнь лечебной стезе. Тем не менее вирусология, эпидемиология были и остаются в зоне моего внимания. Годы, проведенные за студенческой скамьей и на практике в центрах Госсанэпиднадзора, являются базисом для формирования своего эпидемиологического клинического мнения, в том числе в связи с тем, что происходит в мире сейчас.

 

Почему сейчас мы нередко слышим противников вакцинации? Чего стали бояться люди?

— Пандемия COVID-19 — шоковая, печальная история для современного общества. И как в любой истории с эпидемиями, человечество пришло к вакцинации. Потому что ото всех подобных болезней, начиная от оспы и заканчивая полиомиелитом, можно было избавиться только с помощью массовой масштабной вакцинации населения. В Советском Союзе вопрос вакцинации вообще не вызывал дискуссии. Она проводилась по календарю прививок, и все делали то, что нужно: в то время население считалось с мнением ученых, врачей. Но в 90-е годы XX века, когда мы жили, по сути, в «постреволюционный период», в такое время на поверхность всегда всплывает всякая «муть». В истории масса тому подтверждений. Вспомните, как в те годы чуть ли не каждый второй видел на своем участке НЛО, о чем сразу же сообщал на популярную телепередачу, или верил в силу «заряженной воды», расставляя трехлитровые банки перед телевизором. Иначе как массовым помешательством это не назовешь. Именно в те смутные годы пошла такая волна: якобы вакцины — это плохо, что в человека вводятся вещества, способствующие возникновению всех возможных болезней. Это, к сожалению, в итоге дало печальную ситуацию по отношению к науке, к медицине, и от такого ужасающего наследия мы по-прежнему еще до конца не можем избавиться. Все эти антипрививочные кампании, высказывания негативно отразились на здоровье популяции. В 90-е годы нам вновь пришлось переживать вспышки дифтерии, от которой умерли большое количество детей и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в целом в России; тогда же, когда шла война в Чечне, там поднял голову уже побежденный в СССР полиомиелит; опять же вспышки кори в современной России и т. д. Отказ от вакцинации — себя и своих детей — среди какого-то процента населения привел к тому, что болезни, о которых во времена позднего СССР мы читали только в книгах, появились и снова начали убивать.

 

В условиях инфопандемии, когда многие, даже далекие от медицины люди, высказывают в публичном пространстве свое мнение о вакцинации, как попытаться защитить себя от ложных сведений, на что обращать внимание?

— У меня есть универсальный совет. Если у вас есть какие-то вопросы и сомнения, если вы не верите «говорящей голове» из телевизора, то используйте те же возможности интернета в пользу, а не во вред. В свободном доступе есть огромное количество научных публикаций, содержащих не только саму статью, но и ее резюме. Если вы не доверяете тем, кто вам говорит об этих научных данных, то не поленитесь, почитайте это короткое резюме и получите ту информацию, которая действительно подтверждена наукой, из первых уст, без всяких посредников в виде ретранслирующих эту информацию персон. Посмотрите на суть вещей. Глубже копнуть невозможно. Если это знакомство с научными публикациями вызывает трудности, то просто необходимо доверять людям, которые в теме, в профессии, и проверять информацию о них. Поскольку, увы, встречаются и такие факты: люди высказываются, указывают, что они профессора и академики, а по факту выясняется, что они академики каких-то неестественных наук, вовсе не существующих академий с точки зрения именно научного статуса.

Нужно доверять людям, которые имеют представление об эпидемиологии, вирусологии, занимаются этими направлениями, либо клиницистам, которые имеют и диплом, и степень, и опыт работы по данным направлениям непосредственно с больными.

 

Сейчас среди обычных людей ходит много мифов и вокруг ковида, и вокруг вакцинации. Какие чаще всего слышали?

— Первое и непонятно вообще на чем основанное и ничем не подкрепленное утверждение о том, что после вакцинации якобы умирают чуть ли не все на свете. Якобы сделал прививку — и умер. Я не знаю, как это описать кроме как словами «массовый психоз». Через меня проходят сотни больных по своему профилю, большая часть из них вакцинированы, живы. Проводились исследования вакцины, в том числе на базе нашего учреждения (ГВКГ им. Н. Н. Бурденко). И вот исходя из данных, близких к тысячам наблюдений, видно: вакцинация переносится без серьезных побочных эффектов. Конечно, векторные вакцины вызывают реакцию организма. Но это запрограммированная реакция, и человек может дать реакцию как на легкое ОРВИ — поднимается температура на один-два дня, ощущается ломота. Бывают и смертельные случаи — чаще всего из-за анафилактической реакции, но их у современных вакцин — один-два на миллион вакцинированных. Этот риск в сотни раз меньше, чем вероятность умереть от ковида, особенно для пожилых.

На втором месте по частоте встречающихся мифов — бесплодие. Якобы любая вакцина, введенная в организм человека, приводит к бесплодию. Этот миф, кстати, возник не сейчас. Но позвольте, давайте посмотрим, сколько вакцин получали дети в том же Советском Союзе? Охват детей вакцинацией составлял около 95%. И при этом до 1991 года у нас шел постоянный стабильный демографический рост населения. Поэтому если бы девочки или мальчики, получавшие вакцины, впоследствии становились бесплодными, то население страны не увеличивалось бы такими темпами.

Могу также привести и врачебные практические наблюдения. Мой собственный опыт и из общения с коллегами: у каждого из нас есть список пациенток, которые, получив вакцину от ковида в начале года, впоследствии забеременели и сейчас благополучно готовятся к родам. Так что введенный убитый, ослабленный вирус или его фрагмент никаким образом не может влиять на репродуктивную функцию.

И еще одна встречающаяся история — якобы взаимосвязь с развитием аутизма. Подоплекой этому послужила одна научная статья, которая потом оказалась написанной с ложными данными, была притянута, как говорится, за уши: видимо, у авторов было сильное желание получить какую-то скандальную славу, не знаю. Но ведь потом эта опубликованная информация была проверена, и не было выявлено никакой четкой взаимосвязи между вакцинацией и увеличением числа аутистов. Не обнаружено такой взаимосвязи.

Часто появляется еще одно высказывание — о тромбозе. Возможно, этот миф родился из того, что сам вирус поражает эндотелий сосудов. А люди, не разобравшись, все эти данные перенесли на процесс вакцинации.

— Я тоже считаю, что такие мысли могут быть связаны с тем, что люди услышали: ковид вызывает тромбозы. Но ковид, а не вакцина. Хотя, действительно, когда начали применять вакцину Astra Zeneka в Британии, было отмечено некоторое количество случаев тромбообразования. Но ведь детальный анализ этой ситуации потом показал: немалая часть людей, которая получала первую часть вакцины, — это и у нас я вижу, к сожалению, — заражалась ковидом в период между получением первой дозы и второй дозы вакцины. Не стоит забывать, что на формирование иммунитета еще нужно время, он же не сразу после укола мгновенно формируется. И человек после первой дозы вакцины еще не защищен.

И вот он заболел, как правило в легкой форме. Хотя, конечно, мы все знаем, что ковид даже в легкой форме вызывает тромбоз. Детальный анализ таких пациентов показал: в большинстве случаев эти люди либо уже имели сердечно-сосудистые заболевания, либо переносили ковид в легкой форме, и вакцинация шла просто параллельно с заболеванием. А тромбоз был на фоне коронавирусной инфекции бессимптомного течения. Поэтому я могу посоветовать не отказываться от вакцинации, а просто подойти к этому делу более осознанно. Есть сомнения? Тогда не идти прививаться в торговом центре, а пойти в поликлинику, проконсультироваться со своим врачом — есть ли какие-то дополнительные обследования, которые нужно сделать и проч. Если есть склонность к сгущению крови, то сделать коагулограмму. А не так: все, я боюсь, я не буду вакцинироваться. Почему? Можно же выделить два-три дня из своей жизни, чтобы к такому важнейшему мероприятию в период пандемии, как вакцинация, подойти более ответственно. Я иногда слышу: мне не назначили никаких обследований и сказали — иди, вакцинируйся. А ты сам озвучивал врачу свои сомнения по поводу здоровья, спрашивал, какие обследования в связи с этим можно и нужно пройти? Будьте настойчивее, врач, поверьте, никогда не откажет, если увидит, что человека волнует вопрос его здоровья.

Конечно, сейчас большие объемы вакцинации — все на потоке. Но по-другому мы не успеем вакцинировать людей, и смерти от ковида будут продолжаться.

 

Получается, что вакцинация — единственный механизм защитить себя и окружающих от ковида?

— Вакцинация — это один из кирпичиков. Основной. Но все-таки один из них. Не стоит забывать и продолжать соблюдать охранные мероприятия — это социальная дистанция, это использование масок. Эффективность вакцин сейчас около 90%. Все-таки 10% людей в силу каких-то изменений их иммунитета, индивидуальных реакций не вырабатывают иммунитет. Так что нужно контролировать уровень антител после вакцинации, по-прежнему соблюдать все меры защиты, осознавая, что мы все-таки еще живем в условиях активной фазы пандемии. Да, вакцинированные тоже могут болеть, но уже в более легкой форме. Иногда, конечно, и вакцинированные пациенты попадают в стационар ковидного госпиталя, но, как правило, мы видим, что у них в анамнезе букет сопутствующих заболеваний. Поэтому три кита в борьбе с эпидемией — это вакцинация, осторожность и использование средств индивидуальной защиты. Без этого пожар пандемии не сбить.

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Щит от COVID: вся правда о вакцинации», представляющего объективную информацию о вакцинации. Проект реализуется в рамках мероприятий нацпроекта «Здравоохранение», при поддержке журнала «Здравоохранение России» Международного холдинга «ЕвроМедиа». Поделитесь этим постом в социальных сетях, пусть как можно больше граждан России всех возрастов узнают о вакцинации, ее важности и необходимости. Сохраним здоровье населения России.

 

#щитотковид #нацпроектздравоохранение #здороваяроссия #завакцинацию #вакцинацияроссиян #россиябезкоронавируса #стопкоронавирус #защитаотковида #российскаявакцинаотковида #вакцинация

Возврат к списку