ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША. О чем надо знать?

ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША. О чем надо знать?

Елена Бочкова,

заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ»,

главный внештатный специалист по детской неврологии МЗ РО:

 

- В своей лекции, ориентированной на детских неврологов, я рассказываю о причинах левшества подробно, раскрывая тему в целом. Это специальный материал, полезный для докторов. Но есть некий портфель знаний, необходимых для родителей, педагогов. Это поможет понять особенности детей с левшеством, их сильные и слабые стороны, их психологию.

Доминантность одного из полушарий мозга, а значит, и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к 5-летнему возрасту.

Доминантность правого полушария, отвечающего за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, является причиной левшества.

Детям-левшам свойственна непосредственность, доверчивость, чувственность, частая смена настроений.

Задача родителей – вовремя разглядеть способности ребенка-левши, развить их.

У многих из них обнаруживается повышение кожной чувствительности. Например, они могут с закрытыми глазами определить цвет предметов и иногда обнаружить их изображение на бумаге. Их психика более ранима, более заметны колебания настроения, часто они испытывают безотчетную тревогу и стрессы. Левши, как правило, обладают более ярким воображением, артистическими наклонностями, способностями к перевоплощению, своеобразным видением окружающего мира. Наверное, не случайно левшами были скульптор Микеланджело, художники да Винчи и Пикассо, актер Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся мастера искусства. А еще - Александр Македонский, Наполеон.

Левшество дает некоторое преимущество в видах спорта, требующих быстрой реакции, — боксе, борьбе, теннисе и др. У праворуких образ воспринимается правым полушарием, а двигательные команды идут от левого полушария к правой руке. У левши всё происходит в одном полушарии, поэтому скорость выполнения движения больше.

Причины левшества

В соответствии с особенностями полушарий головного мозга, причины делят на 2 группы. Первая – генетические причины. Можно с уверенностью говорить: в семьях, где хотя бы один из родителей – левша, дети с левшеством рождаются чаще. Сначала они используют левую руку как ведущую в бытовых ситуациях, потом – при чтении и письме. Вторая группа – это вынужденная леворукость. Она возникает вследствие травмы или когда ребенок устойчиво подражает левшеству.

Левшу нельзя рассматривать как «правшу наоборот». У левшей своеобразное и оригинальное устройство центральной нервной системы. По поводу происхождения правшества и левшества существует очень много интересных гипотез, перечисление которых потребовало бы написание отдельной книги. НЕ будем углубляться здесь в эту тему, - рассказываем о том, что может быть утилитарно полезно в общении с левшой.

Психологические особенности

Фонематический слух: отмечаются задержки формирования фразовой речи, медленнее формируются звукоразличительные дифференциации. Дети начинают говорить позже, но сразу развернутыми фразами.

Трудности пространственной ориентировки: не только в сторонах света, но и на листе бумаги, дисграфические ошибки оптико-пространственного генеза.

Ориентировка во времени: значительно медленнее и с ошибками научаются понимать время по часам со стрелками.

Контроль над психической деятельностью: с трудом овладевая программой действий, удобной для правшей, с легкостью изобретают собственные стратегии.

Проблемы в обучении:

феномен зеркальных движений: от зеркального рисования до написания букв и чтения;

медленное восприятие информации;

трудности концентрации произвольного внимания и проблемы усидчивости.

Тест на левшество

- Сплести пальцы рук в замок. Если сверху большой палец левой руки – напишите L, если правой – P.

- Представьте перед собой мишень и прицельтесь в неё. Если закрыли левый глаз - P, правый – L.

- Скрестите руки на груди. Сверху левая – L,  правая – P.

- Поаплодируйте. Если бьёте левой ладонью по правой – L, наоборот – P.

- Результат теста: LLLL – левшество,   РРРР – правшество.  

Надо ли переучивать левшей?

- 20 лет назад ребёнок с левшеством привлекал к себе внимание, и большинство детей переучивали.

- Сегодня считается, что переучивание создаёт дополнительный стресс для ранимой психики ребёнка. Более того, у детей с заиканием часто в анамнезе левшество.

- Современное общество создаёт более комфортные условия для людей с левшеством: промышленность выпускает множество инструментов и приспособлений для людей с ведущей левой рукой.

- Однако, если есть возможность мягко и ненавязчиво предложить ребёнку с раннего возраста использовать ведущей рукой правую, это не только сделает удобнее его жизнь, но и поспособствует нивелированию межполушарной ассиметрии.

Возврат к списку