Задача конференции - дать практические навыки, научить новым методикам, которые можно использовать в каждодневной работе

Задача конференции - дать практические навыки, научить новым методикам, которые можно использовать в каждодневной работе

«Актуальные вопросы медицинской реабилитации когнитивных и двигательных нарушений у детей и подростков» -

так называлась Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием, которая состоялась 9-го октября в Ростове-на-Дону в отеле «Дон-Плаза».

 

Один из организаторов конференции – Областная детская клиническая больница Ростовской области.

Организаторами мероприятия были также Минздрав РО, РостГМУ, ЮФУ.

Участники и модераторы конференции - главные внештатные детские специалисты по медицинской реабилитации Минздрава РО и Южного федерального округа.

Конференция собрала много участников - это детские неврологи, нейрохирурги, педиатры, ортопеды, психиатры, врачи ЛФК, логопеды, психологи всех территорий донского региона и Южного федерального округа, педагоги. Столь широкий круг участников обусловлен современной тенденцией междисциплинарного подхода к медицинской реабилитации. Принцип мультидисциплинарного подхода в полной мере был отражен в программе мероприятия и в докладах.

С приветственным словом выступили главный врач ГБУ РО «Областная детская клиническая больница», главный педиатр ЮФО, к.м.н. Светлана Пискунова и начальник отдела охраны здоровья женщин и детей Минздрава РО Татьяна Выгонская.

Светлана Геннадьевна подчеркнула: служба реабилитации в ОДКБ РО получила развитие с 2015 года. Было много вопросов: например, по каким принципам её целесообразно формировать, как правильно называть специалистов, которые будут работать в ней, кто их будет обучать, где они будут проходить курсы повышения квалификации, и т.д. Главврач ОДКБ РО поблагодарила директора ГБУЗ «НПЦ детской психоневрологии ДЗМ», главного специалиста по детской реабилитации МЗ РФ Татьяну Батышеву за оказанную помощь при формировании службы. Сегодня служба мощно развивается и, по признанию российских коллег, является одной из самых сильных в детском здравоохранении страны. Неудивительно, что специалисты ОДКБ РО сделали на конференции 7 докладов. С.Пискунова сказала, что актуальность и востребованность этого направления обусловлена еще и тем, что сегодня во всем мире идет рост заболеваний аутизмом, всё больше случаев нарушения речи у детей. Здесь возникает много не только медицинских, но социальных проблем, которые в Ростовской области рассматриваются и по возможности решаются комплексно – с участием минздрава, минобразования и министерства соцзащиты региона. В течение трех лет Законодательным Собранием РО, депутатами-единороссами реализуется проект «Особенное детство – обычная жизнь», и, как подчеркнула Светлана Геннадьевна (С.Пискунова – депутат ЗС РО от партии «Единая Россия»), большое внимание проекту уделяет председатель ЗакСобрания Александр Ищенко. Вся эта работа и выстраивается в единую систему, эффективность которой мы видим.

Татьяна Выгонская отметила: в ОДКБ РО реабилитацию получают не только дети с хроническими многолетними заболеваниями, но и маленькие пациенты после хирургического лечения, что помогает их восстановлению. Порой курсы реабилитации дети проходят годами…

Вела конференцию главный внештатный детский специалист по медицинской реабилитации ЮФО, заведующая отделением медицинской реабилитации ОДКБ РО Татьяна Ефремова.

 

Подчеркнем: при подготовке конференции докладчики были ориентированы на максимальную утилитарность, на то, чтобы дать слушателям как можно больше практических знаний, методик, которыми можно пользоваться в ежедневной работе – при диагностике, лечении и реабилитации. Такой подход удалось реализовать. Примеры тому – и разбор уникального клинического случая, когда пациент в течение трех лет курсами проходил реабилитацию после тяжелейших операций, при этом прогноз хирургов был неутешительным: жить будет, передвигаться не сможет; а пациент уже передвигается (!) (лекцию прочла Т.Ефремова); и анализ плюс методология реабилитации на основе нескольких клинических случаев (доклады О. Лебеденко, Е.Орловой, А.Пшеничного, все из ОДКБ РО).

Одним из ярких примеров полезности стало выступление Агнешки Лемански, специального педагога, логопеда, терапевта по сенсорной интеграции, владельца и основателя Центра творческого развития «Клекс» в г. Варшаве «Сенсорная интеграция для детей с РАС». Как известно, неконтролируемые повторяющиеся движения у детей с расстройствами аутического спектра 1) тормозят развитие пациентов, т.к. они сосредотачиваются только на этом, 2) нередко носят асоциальный характер со всеми вытекающими последствиями, 3) препятствуют возможностям коммуникаций с ребенком. Но выход есть! Надо пытаться заменить самостимуляцию на стимуляцию, и А.Леманска на примерах рассказала, как это сложно, но возможно и как это в итоге эффективно. Приведем лишь один пример. Ребенок всюду точит карандаши точилкой – дома, в школе, в общественном транспорте пытается заглянуть в сумки и понять, есть ли карандаши там. Что является причиной самостимуляции? Именно этот вопрос является главным. Только зная на него ответ, можно попытаться заменить самостимуляцию на стимуляцию. Специалисты, учитель долго пытались понять причину (вращение? трение?) и предположили: в основе всего – запах карандаша, запах дерева. Учитель вспомнила: в 10 минутах ходьбы от школы расположена лесопилка; что, если попробовать отвести ребенка туда? В течение 40 минут еженедельно в течение трех месяцев учитель с ребенком играли на фабрике с опилками; видя, что состояние ребенка явно улучшилось, после 3-х месяцев пошли дальше: ребенку клали с собой в коробочку опилки, и в любой момент, в школе и дома, он мог с ними играть. В школе учитель с целью социальной адаптации ребенка придумала совместные игры с другими детьми, что позволило общаться всем вместе. Сначала пациент отвлекался на опилки каждые 5 минут, затем – каждые 15 минут, затем – реже и реже. В итоге появилась возможность научить его буквам, затем он научился читать; стал гораздо более социально адаптированным, стал общаться с одноклассниками. А.Лемански привела еще два примера и подчеркнула: сенсоризмы у всех разные, причина их – тоже разная у всех. Так что понять причину нелегко, но вполне возможно. Легче её понять, если взрослые (врачи, родители, учителя) сами попробуют делать такие движения, повторяя их несколько раз. На этих примерах коллега из Польши дала и много других, казалось бы, простых, но совершенно необходимых и очень тонких советов в общении с такими детьми. У нее многое получается. «Значит, получится и у вас!» - сказала она.

Не менее сложно работать с непогашенными рефлексами у детей с РАС. О том, как можно пытаться это делать, рассказала Магдалена Росчжик, нейрологопед, специалист-логопед Реабилитационного центра в Варшаве, в лекции «Избирательность в еде у детей с РАС». Не будем вдаваться в детали, скажем о главном: нельзя «давить» на ребенка, т.к. при малейшем давлении можно лишь усугубить его избирательность в еде.

Несколько слов о лекции Елены Бочковой, главного внештатного специалиста по неврологии детского возраста МЗ РО, директора центра по реабилитации и восстановительному лечению детей с патологией ЦНС, зав. психоневрологическим отделением ОДКБ РО «Психосоматические расстройства у детей». Казалось бы, её лекция была сугубо теоретической, но автор лекции настолько четко и внятно прописала виды расстройств, их признаки и проявления, их развитие по этапам, что слушатели словно увидели воочию, что им предстоит делать при определении диагноза. Несколько важных моментов:

- в школьном возрасте признаком психосоматического расстройства у ребенка может быть инфантилизм, склонность к неуемным фантазиям (во многих случаях за это ругают, а надо – лечить!), недостаточная включенность в ситуацию, неспособность к словесному описанию тонких душевных чувств и переживаний;

- Елена Николаевна дала 5 характеристик психосоматических семей; среди них – авторитаризм матери, навязчивые требования родителей, восприятие ребенка как вещи, а не как личности;

- примечательно: на ребенка, жалующегося на головные боли (как выясняется, психосоматического характера), довольно часто влияет «болевое» поведение родителей: около 40% матерей таких детей тоже жалуются на головные боли;

- психосоматические расстройства могут проявляться самым неожиданным образом: начиная от лихорадки и оканчивая болями в животе, в т.ч., например, пупочными коликами. Такие больные порой в течение многих лет ходят по специалистам соматического профиля, а поставить им диагноз не могут…

При этом, подчеркнула Елена Николаевна, здесь крайне важен алгоритм обследования, сбор правильного анамнеза; именно в этом – 80% успеха.

 

По словам Татьяны Ефремовой, которая вела конференцию, особый интерес вызвал у её участников вызвал доклад Ивана Порфирьева, психолога, сертифицированного практика метода Анат Баниэль. Он познакомил слушателей с применением АБМ. Были рассмотрены сочетания физических и психических методов реабилитации у детей, некоторые практики предложены аудитории.

 

 image-09-10-19-08-00.jpeg

image-09-10-19-08-01.jpeg

image-09-10-19-08-01-1.jpeg

image-09-10-19-08-01-2.jpeg

image-09-10-19-08-02.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат к списку