Школьная дезадаптация: это когда вроде бы всё нормально, но не совсем…

Школьная дезадаптация:  это когда вроде бы всё нормально, но не совсем…

Наверное, всем родителям надо прочитать эту заметку. Каждый должен понимать: нарушения в поведении ребенка, в его успеваемости могут быть не просто «детскими шалостями», а приметой школьной дезадаптации. С ней обязательно надо бороться с помощью докторов, не откладывая. В противном случае дезадаптация может «перейти» и во взрослую жизнь, получить нежелательное развитие.

О приметах школьной дезадаптации рассказывает

Елена БОЧКОВА, главный детский психоневролог Минздрава РО, заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ»:

- Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. А.А. Северным, Н.М. Иовчук (1995) было предложено следующее определение ШД: «…невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует».

Различные трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников. Среди детей, обучавшихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования (Буторина Н.Е., Буторин Г.Г., 1999).

Ранние признаки ШД - появление неудовлетворительных оценок у прежде хорошо успевавших детей, удлинение времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий, утрата интереса к учебе, страх перед экзаменами, зачетами, отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.

Максимально выражены проявления синдрома школьной дезадаптации в следующие периоды обучения: начало обучения в школе (1 класс), переход из младшей школы в среднюю, окончание средней школы (7-9-е классы).

Компоненты ШД: когнитивный (неуспеваемость, недостаточность знаний и навыков), личностный (эмоционально-оценочный – отношение к обучению), поведенческий (нарушения поведения в школе). ШД может являться как следствием нервно-психических заболеваний, так и причиной их возникновения. По мнению специалистов, к вышеуказанным компонентам ШД может быть добавлен психоневрологический, к проявлениям которого относится СДВГ, тики, головные боли, астенические расстройства и т.д.

Основанием для формирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности является минимальная дисфункция мозга (МДМ) - 52,2% случаев детей с синдромом школьной дезадаптации, из них 24% - дети с проявлением СДВГ.

Понятие МДМ возникло в неврологической детской практике для характеристики перинатальных поражений мозга, не приводящих к выраженным нарушениям моторики и интеллекта, но вызывающих четкие неврологические и психопатологические нарушения.

Диагностические критерии СДВГ (DSM-V) проявляются в особенностях  поведения: 1) становятся заметны до 12 лет; 2) обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх); 3) не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными  расстройствами или психопатиями; 4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

 Клинические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

1.невнимательность, 2. гиперактивность, 3. импульсивность.  

Невнимательность - это неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях, вслушиваться в обращенную речь, доводить выполняемую работу до конца, организовать свою деятельность, избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости, потери предметов, необходимых для выполнения задания (письменные принадлежности, книги и т.д.), забывчивость в повседневной деятельности, отвлекаемость на посторонние стимулы.

Под гиперактивностью у детей с СДВГ понимают повышенную двигательную (моторную) активность. В отличии от просто энергичных детей, активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер, что иногда приводит к травмам у ребенка.

Гиперактивность и импульсивность: ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, бесцельно бегает, ерзает, карабкается в неадекватных для этого ситуациях, не может играть в тихие игры, отдыхать.

Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Выделяют когнитивную импульсивность (поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (трудности при подавлении реакций), которая часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением. Импульсивность: ребенок выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, не может дождаться своей очереди.

Проявления СДВГ в дошкольном возрасте - гиперактивность, минимальная статико-моторная недостаточность, речевые нарушения (специфическое расстройство экспрессивной речи).

СДВГ в младшем школьном возрасте: проблемы с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания, пока оно не будет сделано. Кризис школьной адаптации заключается в утрате ребенком непосредственности, возникновением дифференциации внутренней и внешней жизни. Школьная дезадаптация и низкая успеваемость, несмотря на достаточно высокий интеллект.

Таким образом, дети находятся в состоянии «хронической неуспешности». Формируются паттерны опозиционно-вызывающего поведения, которые часто сопровождаются агрессивностью и лживостью. В 50-80 % случаев клинические проявления переходят в подростковый возраст. Второй «всплеск» симптомов заболевания отмечается в 14 лет, что совпадает с периодом полового созревания.

Клинические проявления СДВГ в подростковом возрасте: гиперактивность сменяется чувством внутреннего беспокойства, ребенок не может выполнять работу самостоятельно, возникают низкая самооценка, плохие взаимоотношения со сверстниками, часто эти дети вовлечены в экстремальные  варианты поведения (превышение скорости при вождении, незащищенный секс, аддиктивное поведение), что приводит к пренебрежению мерами безопасности и, соответственно, к  повышенному травматизму, нарушены взаимоотношения с учителями и родителями.

Необходимо ВОВРЕМЯ обращать внимание на нарушение поведения ребенка дома и в школе, способствовать адаптации ребенка к школе, помнить о том, что из неадаптированных детей вырастают неадаптированные взрослые.

Возврат к списку