К ЧЕМУ ПОРОЙ ВЕДЁТ ПРОБОДЕНИЕ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА

 К ЧЕМУ ПОРОЙ ВЕДЁТ ПРОБОДЕНИЕ ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА

С редким клиническим случаем столкнулись врачи-детские хирурги хирургического отделения ГБУ РО «ОДКБ». Такие последствия прободения язвы желудка впервые видели в своей практике и заведующий отделением Глеб Новошинов, главный детский хирург Минздрава РО, и лечащий врач ребенка хирург Андрей Коняхин. Они успешно прооперировали девочку и, можно сказать, спасли её.

- Начать с того, что обычно перфорация язвы желудка диагностируется и оперируется в течение первых суток из-за характерной клинической картины и выраженного болевого синдрома. Но в данной ситуации ребенок попал к нам к началу третьей недели болезни – было это 31-го января, с совершенно другим диагнозом, который мы уже через пару часов исключили, - рассказывает Андрей Сергеевич. – После дообследования и предоперационной подготовки мы девочку прооперировали, понимая, что имеем дело, скорее всего, с прободением язвы желудка, но уже на операции столкнулись с неожиданностью…

Впрочем, всё по порядку. Один из районов области. Неожиданно у 15-летней девочки появились резкие боли в животе, поднялась температура – до 39, началась рвота. Лечились сами – смектой, но-шпой. Лучше не становилось, и через 6 дней (!) обратились к педиатру по месту жительства.

Ребёнка госпитализировали в ЦРБ. Доктора на основании жалоб, изменений в анализах расценили состояние как инфекцию мочевыводящих путей. Назначенная терапия была не эффективна. Состояние ребёнка ухудшалось, девочка продолжала лихорадить, боли сохранялись. На выполненном УЗИ брюшной полости было выявлено довольно большое образование, доктора заподозрили абсцесс печени. Местные врачи связались с Глебом Валерьевичем Новошиновым – главным детским хирургом Минздрава региона, и по согласованию с ним 31-го января ребенок поступил в ГБУ РО «ОДКБ».

Пациентка находилась в состоянии средней тяжести: девочку лихорадило, температура 38,5 – 39, боль не прекращалась, ребёнок практически ничего не ел. На УЗИ-исследовании было выявлено огромное образование в области эпигастрия. Решили оперировать лапароскопически. В ходе первого этапа операции (ревизии брюшной полости) хирурги увидели огромный воспалительный инфильтрат в брюшной полости, в который были вовлечены желудок, печень, 12-перстная кишка, большой сальник и поперечно-ободочная кишка.

На операционном столе девочке выполнена ФГДС (эндоскопическое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки), у ребёнка обнаружены множество язв желудка и двенадцатиперстной кишки на разных стадиях заживления.

На основании интраоперационной картины и данных ФГДС был установлен диагноз: перфоративная язва желудка, отграниченный перитонит, абсцедирующий воспалительный инфильтрат брюшной полости.

Учитывая отграничение процесса и заживление язвы со стороны просвета желудка, было решено продолжить операцию лапароскопически и ограничиться вскрытием и дренированием абсцесса брюшной полости.

При вскрытии абсцесса выделилось большое количество гноя – 0,5 литра. Полость гнойника промыли и дренировали.                                                       Дренажи были удалены через неделю, когда, после контрольного УЗИ-исследования, убедились, что всё хорошо.

Ребенку стало заметно лучше уже через несколько часов после операции, на следующий день девочка начала есть, а ещё через 10 дней её выписали с рекомендациями продолжить противоязвенную терапию.

- Прямо скажем: девочке повезло. В любую минуту мог развиться разлитой перитонит, а с учетом абсцедирования инфильтрата и ослабленного длительной болезнью организма последствия непредсказуемы. Но всё окончилось хорошо – это главное, - отмечает А.Коняхин.

Главный детский хирург Минздрава РО Глеб Валерьевич Новошинов добавляет:

- В данной ситуации всё сошлось: позднее обращение за медицинской помощью, самолечение; атипичное течение заболевания, когда процесс пошел крайне необычным образом: на фоне противовоспалительной терапии содержимое желудка поступало через перфорированную язву в брюшную полость и отграничилось от других органов брюшной полости образовавшимся инфильтратом. Язва желудка зарубцевалась, и уже дальнейшим очагом воспаления стал нагноившийся инфильтрат, затронувший несколько органов.

Девочку вылечили с помощью лапароскопической операции. Мы решили рассказать об этом случае, поскольку он уникален и поучителен.

НА ФОТО справа налево: Глеб Новошинов и Андрей Коняхин.



Возврат к списку