РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ! О том, когда детей надо не ругать, а лечить

РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ! О том, когда детей надо не ругать, а лечить

В детской психоневрологии известен достаточно широкий спектр заболеваний, которые проявляются только в определенной, достаточно узкой области. Проявления болезней – в том, что какие-то определенные действия, манипуляции, коммуникации ребенок выполнять либо не может, либо делает это с трудом, заметно хуже других. Вот эти «не может» и «делает хуже других» и являются триггером раздражения у взрослых – у родителей и педагогов. Дальше схема понятна: взрослые ругают-упрекают-заставляют, а ребенок просто не может сделать требуемое и со временем (с возрастом и осмыслением происходящего) впадает в стресс, замыкается в себе и пр.

Рассказывает ЕЛЕНА БОЧКОВА, заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ», главный внештатный детский невролог Минздрава РО:

 Арифметика в начальной школе может быть определена следующим образом: комплекс нейропсихологических операций, с помощью которых ребенок в соответствии со своим возрастом должен уметь манипулировать соотношениями абстрактных величин либо в уме без использования символов, либо на бумаге с использованием символов.

Это определение отражает все возможные нарушения.

Среди детей с расстройствами обучения дискалькулия встречается также часто, как СДВГ и дислексия.

Отмечается с одинаковой частотой у мальчиков и девочек – невербальные расстройства обучения более распространены среди девочек, тогда как другие формы трудностей обучения чаще встречаются у мальчиков.

Чаще встречаются нарушения счета центрального генеза (понимания числа, представления о счетных операциях), которые дают картину дискалькулии, а также дефекты смежных функций   (речевых, перцептивных, внимания и памяти), которые также вызывают нарушения счета, хотя сами не играют непосредственной роли в счетных операциях.

У маленьких детей правое полушарие, возможно, функционально более значимо, чем левое, а в дальнейшем их соотношение приобретает обратный характер.

У старших детей зрительно-пространственные представления при выполнении математических заданий востребованы в меньшей степени.

У взрослых акалькулия чаще возникает при левосторонних поражениях теменной доли, в то время как при поражении правого полушария связь между акалькулией и пространственными нарушениями менее очевидна.

Burbaud и соавт. изучали счет в уме с применением функциональной МРТ, в процессе серийного счета, например: 100-7==93 и т.д. активировалась преимущественно префронтальная кора (поле 46 по Бродману). У правшей это более выражено в левой дорсолатеральной префронтальной коре, а у левшей – в правом полушарии.

Таким образом, нарушения счета могут возникать при дисфункции левого и правого полушария.

Заболевание ДИСКАЛЬКУЛИЯ рассматривается как «специфическое расстройство арифметических навыков». Для наилучшего понимания и идентификации взрослыми возможных проблем у ребенка приведу ориентировочные нормативы. 1) В нашей культуре дети в возрасте после 1-го года быстро начинают понимать значение небольшого количества и разницу между маленьким и большим количеством. Фактически они самостоятельно научаются считать в пределах 3-х единиц. 2) В возрасте 4-х лет ребенок может посчитать до 4-10. 3) В 5 лет уже имеет представление о числе. 4) Вслед за символическими представлениями о числе появляется синтаксическое понимание состава числа из сотен, десятков, единиц – например, числа 123, которое по-разному звучит у нас, в немецком и еврейском языках. 5) Восьмилетние дети знакомы с трехзначными числами, могут их написать; они могут читать и писать разные числа и производить с ними простые математические действия.

Важно: о дискалькулии говорят в тех случаях, когда не имеются в виду приобретенные нарушения счетных способностей (приобретенные нарушения называются акалькулией). Несколько исследователей доказали также, что существуют пациенты с избирательным нарушением элементарного сложения, вычитания, умножения.

Можно с достаточной степень уверенностью предположить дискалькулию у ребенка, если его коэффициент развития в отношении счета (возраст, которому соответствуют счетные представления ребенка/календарный возраст х 100) ниже 70-75 баллов, в то время как в других отношениях его IQ выше. Однако, и родителям, и педагогам лучше не делать собственных выводов, а в случае настороженности привести ребенка на приём к врачу. Ведь заболевание в каждом случае может иметь свои особенности.

Рассказать обо всех особенностях в короткой заметке невозможно; определенная информация имеет специфический характер и может быть правильно воспринята только узкими специалистами. Когда у ребенка имеются нарушения счета, сначала нужно исследовать все базовые функции: управляющие функции (регуляции, программирования и контроля), внимание, память, устную речь и понимание речи, числовые представления, навыки чтения и письма. Это можно выяснить в процессе нейропсихологического и логопедического обследования. Коррекция должна быть нацелена в первую очередь на эти функции.

Добавлю: дискалькулия в определенной степени корректируется специально разработанными занятиями и методиками. Как и в случае с дислексией (это неспособность заниматься чтением и письмом), коррекция на ранних этапах позволит ослабить внешние проявления недуга. Коррекция первичных нарушений счета является задачей специалистов многих специальностей: неврологов, логопедов, психологов.

Возврат к списку