Все 68 участников IV региональной научно-практической конференции «Современная логопедия: от теории к практике», организованной ГБУ РО «ОДКБ», согласятся: из четырех уже проведенных эта была лучшей. Сбылись пожелания Натальи Приходько, заместителя главного врача нашей клиники по лечебной работе, открывшей мероприятие, получить на конференции максимум полезного опыта.
Доклады были короткими, емкими, поговорить успели о многом; важно продуманное представительство выступавших: пятеро главных внештатных детских специалистов МЗ РО по разным профилям обстоятельно, с разных сторон, осветили проблемы логопедии и связанные с ней; многие говорили об интересном и уникальном.
Готовили мероприятие специалисты дневного стационара медицинской реабилитации (ДСМР, заведующая отделением Лилия Юнак, главный внештатный детский логопед МЗ РО Ольга Волченскова). Отделение, как известно, славится своими логопедами, составляющими ядро детской логопедической школы региона. Примечательно: в этом году сотрудники ДСМР рассказали о ряде знаковых инноваций, введенных в практику работы отделения.
Говорили о важности своевременной диагностики ПРИЧИН логопедических проблем у детей. При детском церебральном параличе, дизартрии, расстройствах аутистического спектра, задержке психоречевого развития и т.д. подходы к лечению и реабилитации имеют свою специфику. Поэтому буквально по пунктам разбирали, как диагностировать причины логопедических проблем и в соответствии с этим выстраивать модель мультидисциплинарной помощи. Говорили о новых эффективных и безопасных методах лечения; например, при сиалорее (неконтролируемое ребенком слюноотделение) у детей с ДЦП первые хорошие результаты в ДСМР получены после ботулинотерапии (инъекции БТА в слюнные железы), проводимой под контролем УЗИ. Об этом рассказала Л.Н.Юнак.
С большим интересом слушали Николая Чурилова, представлявшего Центр реабилитации и абилитации «Добродея» в г. Шахты. Он говорил о комплексной работе специалистов, о выездной службе, обеспечивающей ДОСТУПНОСТЬ помощи. Под руководством Николая Михайловича, возглавляющего отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, энергично формируется модель т.н. РАННЕЙ ПОМОЩИ (детям до трех лет); в «Добродее» готовятся к открытию ОТДЕЛЕНИЯ ранней помощи.
Из уст многих выступавших специалистов звучал призыв к семейно-ориентированному подходу. Родители плохо говорящих или неговорящих детей понимают их по взгляду, по жесту, но все же надо стимулировать усилия ребенка произносить слоги, слова, пробуждая его собственную активность; это важно.
Аплодисменты звучали после выступления Сергея Карнуты, заведующего хирургическим отделением №» ГБУ РО «ОДКБ», главного внештатного детского челюстно-лицевого хирурга МЗ РО. Он говорил о врожденных пороках развития верхней губы и неба и необходимости тесного взаимодействия с оториноларингологами, логопедами, неврологами, психологами при послеоперационной реабилитации пациентов. Один из его акцентов: НЕ НАДО спешить с этапными операциями; операции детям по устранению врожденных патологий неба лучше выполнять в возрасте 1,5 – 2 года, патологий верхней губы – в возрасте трех-шести лет. Не менее важно успокоить родителей, узнавших, что ребенок родится с такой патологией, - сегодня это успешно лечится; много публичных людей, прекрасно говорящих, в детстве страдали этими патологиями. Кстати, в 50% случаях они – наследственные.
Специалисты ДСМР ГБУ РО «ОДКБ» интересно говорили об инновациях, поставленных на службу логопедии. Например, это «умное зеркало ArtikMe» - новый профессиональный продукт для развития речи у детей. Если коротко, ребёнок видит не только своё зеркальное отражение, но и попадает в сказку с волшебными героями, которые помогают ему выполнять многие артикуляционные, звуковые упражнения, правильно произносить звуки и следить за дыханием. Благодаря интерактивному «умному зеркалу» у детей с нарушением речи появляется интерес к обучению, усидчивость, они всецело погружаются в коррекционный процесс; результаты – прекрасные.
Рассказали о работе с пациентами в сенсорной комнате, оборудованной специальными средствами для стимуляции сенсорных каналов (световые панели, тактильные поверхности, музыкальные инструменты). Занятия включают игры и задания, направленные на улучшение координации движений рук, развитие зрительного восприятия, формирование устойчивых образов букв и цифр.
…Итог конференции? Много полезной информации, ценных рекомендаций, новых знаний.